Евреи в казачестве…

Вот тут я, за последнее время – кое-что в сети накопал. А только дальше, вместо обычного возбуждения – пыл начал угаcать… Поднимать и углу(блять) эту тему…

Не думаю, что в ближайшее время. Не только из-за лени. Потому, – как подумаешь…  М-да.
Тут — материалы о евреях-казаках.
Не о редких «полезных евреях»-ремесленниках, несчастных, которым во время казачьей резни, позволено было креститься и записаться в войско. О – других. О добровольных. Прирождённых
Троцкие.. Комиссары в пыльных шлемах.(Да. Но и – Нахимов!)
Ладно.
Собирал я сначала, вообще-то – материалы по Ильяшу Караимовичу.
Ильяш-караим был во времена служения казачества польской короне, не абы кем – гетьманом. Не ровня выпускнику иезуитского колледжа, Богдану Хмельницкому, в то время – войсковому писарю. Как он, Богдан, сам потом таких называл: «дитина, перина, латина».
И, если бы не рейдерство шустрого соседа, не тяжба Богдана-Зиновия по поводу именьица Суботов — (нормальное название имения, а? :) ) — и не последовавшая затем буча — так бы Ильяш Главным Гетьманом и остался. С Барабашем вкупе.
Дальше – смотри (многа букаф):Просто – выложу заготовки, а там – посмотрим.


………………………………….
Из Википедии: «Евреи в украинском казачестве — часть евреев, которые во времена средневековья участвовали в казацком движении и включались в казачий реестр.[1] Это было сделано гетманской администрацией в знак благодарности за участие евреев в кредитовании торговли, промышленного производства и благотворительности. Войдя в состав казацкой старшины, еврейские семьи породнились с древнейшими казачими родами и некоторые из них сыграли значительную роль в украинской истории и культуре.

Евреи — казаки Гетманщины. Одними из наиболее известных евреев в казачестве был род Марковичей, основателем которого был Марк Аврамович, арендатор прилуцкий и пирятинский, имя которого и стало родовой фамилией для его потомков. Марк был ктитором Пречистенской Прилуцкой церкви и много жертвовал на благотворительные дела. Его дочь Анастасия Марковна была сначала замужем за генеральным бунчужным Константином Ивановичем Голубем, а во втором браке — за гетманом Иваном Ильичом Скоропадским

Старший сын Марка Аврамовича, Андрей был сотником глуховским (1709—1714), полковником лубенским (1714—1727), генеральным казначеем (1729—1740). Сначала он был сторонником гетмана Мазепы, но потом перешел на сторону русского царя и принимал участие в взятии Батурина. Сын Андрея — Яков (1696—1770), был приказным полковником лубенским, а Семен — сотником роменским, от которого началась черниговская и роменская ветви рода. Яков Маркович вошел в украинскую историю не только как военный, но и как историк и литературный деятель, который оставил сведения про политическую, социально-экономическую и культурно-бытовую историю Украины времен Гетманщины.
Со временем Марковичи трансформировали свою фамилию в Маркевичи.[1] Здесь наиболее известен Николай Андреевич Маркевич (1804—1860), выдающийся украинский историк, архивист, этнограф, фольклорист, поэт, композитор, музыковед. Основным его трудом была пятитомная «История Малороссии» (1842—1843), «Мазепа» (1841), «Гетманство Барабаша» (1841), «О климате Полтавской губернии» (1850), «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» и др.

Из рода евреев Боруховичей происходил украинский государственный и военный деятель — Михаил Андреевич Борухович. Он был гадяцким полковником (1687—1704) и приказным гетманом времен Северной войны (1701), принимал участие в походе под Азов (1696) и в Польском походе 1704 года, во время которого и погиб. Был известен своей заботой о православных храмах — пожертвовал 100 золотых на Лубенский Мгарский монастырь. В 1686 году построил Успенскую Лютенскую церковь, где и был похоронен.

Из еврейского рода Герциков вышли известнейшие государственные деятели, которые вошли в историю как борцы за независимость Украины. Сподвижник гетмана Мазепы — Павел Семенович Герцик был полтавским полковником (1675—1677, 1683—1687, 1691—1695). Он, так же, как и гетман Мазепа, уделял большое внимание строительству храмов. В 1700 году на его средства поставлен Воздвиженский храм в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Три сына Павла Семеновича Герцика — Григорий, Иван и Афанасий были сторонниками гетмана Мазепы и вместе с ним оказались в эмиграции. Наиболее известен старший брат — полтавский приказной полковник Григорий Павлович Герцик (1705). После полтавского поражения 1709 года он эмигрировал в Бендеры вместе гетманом Мазепой. После смерти Мазепы Григорий Герцик служил генеральным есаулом (1711—1719) при гетмане Орлике. В 1719 году, выполняя поручение Орлика, переехал из Стокгольма в Варшаву, где был похищен российскими агентами, вывезен в Россию и заключен в Петропавловской крепости. В 1727 году Григория освободили и оставили на поселении в Москве.

Род Крыжановских основал выкрещенный еврей Антон Степанович, один из богатейших евреев Гетманщины. За услуги гетманской администрации Антон Степанович получил звание сотника Глинського Лубенського полка (1742), а затем и полковника гадяцкого (1762—1772).

Евреи – казаки Слободской Украины:

Самым известным казацким родом еврейского происхождения на Слобожанщине были Перекрестовы-Осиповы. Из него вышло несколько казацких полковников. Родоначальник — Иван Яковлевич Перекрестов был выходцем из-за Днепровья. Его фамилия свидетельствует о том, что он был дважды или более крещенный.[2] Внук Ивана Ивановича, Василий Данилович Перекрестов женился впоследствии на вдове одного из Осиповых и далее выступил под именем Перекрестова-Осипова.

Евреи — казаки Запорожской Сечи

Многочисленные исторические исследования казацких «Реестров» показывают наличие среди казаков значительной доли евреев (как впрочем и представителей других наций). Например однозначно семитское происхожждение имеют казаки с именами Израитель, Жидченко, Жидовкин, Мойсей [1] [2]

Евреи — казаки играли существенную роль в развитии Гетманщины и входили в состав влиятельной казацкой старшины.

Во времена Калнышевского на Сечи действовала еврейская торговая компания, которой руководили уманские евреи Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович. Значительное число евреев держали постоянно лавки в Запорожской Сечи, причем снабжали казаков не только водкой, но и порохом. Многие из них были ценной агентурой во вражеском тылу, пользовались значительными привилегиями и льготами за свою деятельность.

Тема евреев в казачестве до сих пор существенно не исследована…»

«Здесь следует четко ограничить нижний предел исследования: 1444 год, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями[2]. Наибольшей силы казачьи военные организации достигли на границах земель Литовских и Московских к началу семнадцатого века. К этому времени сформировались социальные группы казачьего населения, жившие на Дону и в низовьях Днепра, в Запорожье. Запорожские казаки евреев хорошо знали, о чем пишет самый известный исследователь запорожской казачьей истории Дмитрий Яворницкий. Цитируя польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, он отмечает, что « … на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев: украинцев, поляков, литовцев, белоруссов, великоруссов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан»[3] Здесь же приводится рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении: «Родился … в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено»[4]»

«..при отборе в казачество во времена его наивысшего расцвета основной упор делался на профессиональные качества, личное желание и стремление к данного рода деятельности. Особого внимания на национальность (если в те годы вообще сущестовало такое понятие) не обращалось. Однако вероисповедание в любом случае должно было быть христианским: до 1635 года — православным или католическим, с 1635 года — только православным. Мало того: если еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, то возникавшие проблемы во взаимоотношениях с кагалом зачастую разрешались в пользу именно выкреста, причем на самом высоком уровне. Отец Ю. Мыцык (Национальный университет Киево-Могилянская академия) в своей статье «Евреи-казаки» приводит документы, сохранившиеся в Главном Архиве древних актов в Варшаве. Это письмо короля Речи Посполитой виленскому стольнику и берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король в самой категорической форме требует от стольника обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, а также приказывает выступить, если понадобится, на защиту казака перед притязаниями кагала. В той же статье упомянут достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович — чье отчество говорит само за себя. В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко, доктор-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в московскую ссылку. Во времена Калнышевского (70 –е годы восемнадцатого века) на Сечи действовала еврейская торговая компания, которой руководили Уманские евреи Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович. В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки. Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы[5].»

Ещё (см. ссылки внизу)

«В 1246 году великий князь Даниил Галицкий пригласил воинов-караимов в Галич и Луцк. Со временем часть галицко-волынских караимов подалась в казаки. Некоторые из них даже были гетманами Запорожской Сечи (Ильяш Караимович), полковник Левко Бубновкий, храбрый казак Алар Минаш. После роспуска Сечи от них пошли так называемые русские караимы. В 1398 году после набега на Крым великий князь литовский Витовт вывез из Солхата 383 караимских семьи, поселив их в основном в Тракайском замке в качестве личной охраны…»

«О воинских талантах караимов в России были наслышаны давно. Русским военным были хорошо известны лихие атаманы Запорожской Сечи, караимы Ильяш Караимович и Алар Минаше. За год до окончания XVIII века первые караимы сходили в поход с графом Суворовым. … …караимы шли служить добровольно.»

«Издавна караи были и в казаках. К сожалению, эта тема почти не раскрыта. Наиболее известен лишь старший полковник реестрового казачества гетман Ильяш Караимович, происходивший из карайского княжеского рода Узунов. Он погиб в 1648 году.

После ликвидации Запорожской Сечи часть казаков ушла на Северный Кавказ. В их числе крымский караим Степан Урчук. Он положил начало роду Гребенских казаков на Тереке.»

«Компактно расселены караимы на Западной Украине (Луцк, Галич) и в Литве (г. Тракаи). В Галицко-волынскую Русь караимов пригласил князь Даниил Романович в 1246 году, дал им землю, предоставил льготы. Около 400 семей переселил в Литву великий князь литовский Витовт после своего победоносного похода в Крым в конце XIV века. Он расселил их вокруг своего замка. Караимы составили личную охрану князя, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Переселение караимов в Литву продолжалось и в XV-XVI вв.»

«.. Ильяш Караимович, во время восстания остававшийся верным полякам, стал старшим командиром зарегистрированных. Более молодой, до сих пор малоизвестный, Богдан Хмельницкий, в 1622 г. возвратившийся из татарского плена, получил пост секретаря (писаря) зарегистрированных войск.»

«Через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 г. по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой «Ханской Украины». В августе 1778 г. им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старшина принял присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить «турецкому двору верно и непременно». … запорожцы, оставшиеся на службе России, и запорожцы, служившие Турции, оказались «по разные стороны баррикад».

«… С.Я. Боровой. Он еще в 30-е годы обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать «по-еврейски» не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. … Когда мы сопоставили эти документы с найденными надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 г. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной — настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как «воюющая сторона», как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.»

«… украинцев, поляков, литовцев, белоруссов, великоруссов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан’[3] Здесь же приводится рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении: ‘Родился … в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено’

«… караимские мужчины предпочитали военную карьеру. … Исак Джигит, смертельно рискуя, спас жизнь царицы Екатерины II во время её посещения горного Крыма летом 1787 года.»
«Указом Екатерины II караимы были уравнены в правах с прочим населением Таврической губернии.»

«Исследование «Реестра Войска Запорожского 1649—1650 гг.», которое проводила немецкий ученый Сюзанна Любер дает основания полагать, что запорожские казаки Израитель, Жидченко, Ж*довкин были еврейского происхождения. …

Известнейшая среди донских казаков фамилия Евреиновы. Один из этого славного
казачьего рода даже был избран в 18 веке войсковым атаманом Войска Донского.

Полковники Мойсей Писарок и Цецюра Семрок, гетьман Марк Жмайло, гетьман Мойшернинца, гетьман Ильяш Караимович.»
На стороне черкасских казаков тоже были знатные кулачные бойцы, среди которых выделялись три богатыря – Жученков, Мыльников и Назаров. Жученковы – самый старый из известных казачьих родов Черкасска, а то и всего Дона. Их предок толи в 1571, толи в 1517 (так у донского историка Евграфа Савельева, но две последних цифры могли перепутать при типографском наборе) купил у какого-то ногайского князя участок земли, на котором и был основан Черкасск. Тот первый Жученко, как уверяли донские историки — Петр Краснов в “Картинах былого Тихого Дона” или профессор Богачев в “Очерках географии Всевеликого Войска Донского”, изданной в 1918 г., был иудеем – “жидовином”, как писали в старину, впрочем, как и многие другие основатели черкасских казачьих родов. Скорее всего, они были караимами, представителями небольшой тюркской народности – потомков хазар, которые исповедуют разновидность иудаизма, чьи предки в средние века составляли личную гвардию властителей Крыма, чьей резиденцией и главным убежищем был Чуфут-Кале, т.е. Еврейская Крепость. Много караимов пополняло казачество – запорожское, донское, литовское, переходили в Православие, становились гетманами – Эльяшевич, атаманами – Корней Яковлевич Черкес, крестный отец Степана Разина. Самым известным из караимов в советское время был маршал Советского Союза министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский. К тому времени, о котором мы ведем рассказ, Жученковы были своего рода донские ротшильды, с которыми по богатству могли соперничать только армянского происхождения казаки из атаманской династии — Ефремовы да, пожалуй, Шапошниковы, давшие в советские времена двух маршалов – начальника Генерального штаба РККА маршала Советского Союза Бориса Шапошникова, автора знаменитого теоретическоого труда “Мозг армии”, и маршала авиации последнего министра обороны СССР Евгения Шапошникова, тоже, говорят, далеко не бедствующего ныне человека.»

«. В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко, доктор-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в московскую ссылку. Во времена Калнышевского (70-е годы восемнадцатого века) на Сечи действовала еврейская торговая компания, которой руководили Уманские евреи Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович. В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки. Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы[5].

… козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится
Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине
прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В
позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он
проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637).»

«на Запорожской Сечи атаманами были караимы Ильяш Караимович и Алар Минаше, караимы ходили в поход с Суворовым, а когда царь освободил их от военной службы ввиду малочисленности, продолжали её нести добровольно.»

«Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. … простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения — это поляки.
В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время
называли молдаван). Известный в 1640-е полковник Филон Джалалий — по
происхождению татарин.»

2012-03-24 | http://al391.livejournal.com/2142557.html

Ваш отзыв

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.