Азовское осадное сидение казаков

27111

Историческая панихида на Монастырском урочище

Одним из дорогих и важных воспоминаний для жителей донской земли является панихида на Монастырском урочище по донским казакам, погибшим при взятии турецкой крепости Азов в 1637 году.

Первое документальное упоминание о Монастырском городке относится к 1593 году, а с 1620 по 1637 годы он являлся постоянной столицей донского казачества — «Главным войском».

Отсюда в апреле 1637 года казачья рать во главе с атаманом Михаилом Татариновым двинулась к Азову, который и взяла 18 июня того же года, сделав Азов Главным Войском (1637 — 1642 гг.). Павшие в сражении за эту крепость казаки были погребены на территории Монастырского городка. Взятие Азова казаками потрясло всю Европу. В Европе спрашивали:

«Кто такие казаки и как им удалось взять неприступную крепость Азов?»

В то время Османская империя — очень мощное государство, державшее в страхе все европейские страны. Потеря Азова была колоссальным позором для турок, поэтому они жаждали взять реванш. В июне 1641 года двухсот сорока тысячная турецкая армия подошла под стены с целью вернуть эту крепость себе.

Начинается знаменитое «Азовское осадное сидение». В крепости находилось от 6 до 8 тысяч человек, включая женщин и детей. Крепость подверглась многочисленным обстрелам и атакам. В обороне Азова принимали участие даже женщины и дети. Они лили горячую смолу и вар на головы врагов, бросали камни. Турки насыпали земляной вал на уровне крепостных стен, установили пушки и начали вести обстрел крепости. Но, казакам удалось взорвать этот вал вместе с янычарами и пушками. Тогда турки насыпали еще более грандиозный земляной вал и 16 дней вели обстрел крепости. И так продолжалось в течение трех месяцев. Но взять Азов они так и не смогли. Тогда Гусей-Паша предложил казакам крупный денежный выкуп за оставление Азова, но казаки ответили отказом, сказав, что им, казакам, дороги не деньги, а воинская слава.

26 сентября 1641 года турецко-татарское войско, потеряв семьдесят тысяч убитыми, ушло из под Азова. Азовское сидение окончилось полной победой казаков, проявивших героизм и незаурядное воинское мастерство.

Казаки посылают в Москву станицу с нижайшей просьбой к русскому царю принять город Азов в русскую вотчину. Собравшийся Земский собор решил, что для удержания Азова, необходимо 10- тысячное войско, содержание которого обойдется в 201 тысячу рублей, огромную по тем временам сумму. Было принято решение оставить Азов. Казаки весной 1642 года оставили Азов, перебравшись в Монастырский городок.

Осенью 1644 года превосходящие силы турок и татар в ночном бою овладели городком, перебив все казачье население. Казаки похоронили своих погибших товарищей, но не стали больше возобновлять здесь казачий городок.

Ежегодно стали приплывать сюда для совершения панихиды по убиенным своим братьям. Обычно это делалось в сыропустную субботу масленицы. Приходили походный атаман, казаки Аксайской, Манычской, Ольгинской станиц, предводительствуемые станичными атаманами. Здесь они становились кругом вокруг могилы, и совершалась вселенская панихида. По ее окончании все отправлялись в Преображенскую церковь. При этом переходе молодежь делала скачку, а ополчение, идущее колоннами, затягивало богатырские песни. Прибыв на Ратнинское кладбище, еще раз служили панихиду в Преображенской церкви.

Так продолжалось много десятилетий…

В 1866 году, к приближающемуся 230-летию со дня начала Азовского «осадного сидения», по инициативе священника Старочеркасского Воскресенского собора Григория Левицкого, на Монастырском урочище состоялась закладка памятника-часовни в честь воинов, похороненных здесь. В фундамент часовни был зарыт сосуд со священным елеем и надписью:

«Во славу Преблаго Бога, Пресвятые Его Богоматери и Защитника Азова Святого Иоанна Предтечи заложен, сей памятник в честь и вечную славу донских героев, покоривших российской державе в 1637 и защитивших его в 1641 году от трехсоттысячной турецкой армии… Господи! Да будет памятник сей залогом любви христолюбивого Донского воинства к почившим в бозе предкам своим!»

Через год часовня была построена и освящена. Она представляла собой четырехугольную пирамиду с главой и восьмиконечным крестом. Внутри, куда вело три двери, находился небольшой, но красивый иконостас, одной из икон которого была икона Иоанна Предтечи, якобы явившегося в помощь защитникам Азова в 1641 году. На задних стенах часовни имелось три надписи. Первая рассказывала об истории борьбы за Азов в 1637-1641 гг., на второй перечислялись предводители донских полков, внесших вклад в сооружение этого памятника, на третьей был приведен церемониал ежегодного празднования памяти Азовского «сидения».

Ежегодно в первую субботу перед Покровом (1 октября по старому стилю) здесь совершалась панихида. День этот был выбран потому, что 27 сентября окончилось «осадное сидение». Как же проходила панихида? Приведем этот ритуал по описанию на сентябрь 1911 года.

В тот день в станицу Старочеркасскую из Новочеркасска по предварительной договоренности прибыл отряд конников, состоявший из полусотни юнкеров Новочеркасского военного училища, первой отдельной сотни, двух орудийных расчетов льготной батареи и хора войсковых музыкантов.

В Старочеркасской к ним присоединилась сотня льготных конных казаков и полусотня конных подростков-казачат. Все собрались на майдане у собора, затем по команде походного атамана, с боевыми песнями двинулись в сторону Монастырского урочища. Одновременно туда же потянулась и масса народа. Местное духовенство и хор певчих ожидал всех на Монастырском урочище. На панихиде присутствовал наказной войсковой атаман в сопровождении атамана Черкасского округа.

Во время пения «со святыми упокой, вечная память» давались залпы из пушек и ружей. После этого читалась грамота царя Михаила Федоровича. Затем войсковой атаман пропускал войска церемониальным маршем, в котором участвовали и конные казачата. Затем все участники панихиды возвращались в Старочеркасскую, где служили панихиду в Преображенской церкви. Далее все войска выстраивались на майдане у собора. Наказной атаман принимал рапорт походного атамана, следовал по фронту ополчения и провозглашал здравицу, которая покрывалась дружным «ура» и залпами орудий. Оркестр исполнял государственный гимн.

Свое описание этого торжества автор завершает словами:

«Остается от души пожелать, чтобы заведенный этот обычай, имеющий глубокий и назидательный смысл для будущих поколений, не затерялся и ежегодно чтился донцами. Обычай этот должен существовать во имя того, что в могилах урочища лежат прахи чудо-богатырей, рыцарей-воинов. Они же истинные христиане и благородные граждане, за веру и Отечество живот положившие».

Предыдущая запись Тихий Дон
Следующая запись Поддержка казачества на Урале

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика