Праздники казаков

24111

Святочные дни на Дону

Народные праздники, хоровое пение — это духовное достояние любого народа. Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе казаки и донцы, праздновали их красочно и ярко. На Руси праздничные дни продолжались 2 недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним. На Дону святки праздновались широко и разгульно.

К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом).

В сочельник не ели до первой звезды. В «красном углу», под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом или послащенной сахаром или изюмом — «кутья». С первой звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа), после молитвы ели «кутью», а за ней самый скромный ужин.

Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В. Д. Сухоруков,

«христославить» ходили и старики, разными кампаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин обязан был заплатить».

В зависимости от возраста, мальчики пели молитвы или песни. Ходили по три-четыре человека. Не принять «христославщиков» считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. После пения тропаря или кондака, мальчик выходил вперед и говорил:

Торжествуйте, веселитесь, люди добрые со мной!
И восторгом облачитесь в ризу радости святой.
Ныне Бог родился в мире,
Для чего же он родился?
Для чего же беден так?
Он родился для того, чтоб избавить нас от дьявольских сетей,
Возвеличить и прославить, как единственных детей.
Будем вечно Бога славить
И в такой день торжества
Честь имеем мы поздравить
С днем Христова Рождества!

Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то они говорили:

Я маленький хлопчик
Принес Богу снопчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
А вы, люди, знайте
Копеечку дайте
И курочку, петушка
И пшенички два мешка.

— Чем же вы берете? — спрашивали хозяева.
— Чем Бог послал? — отвечали ребята.

Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернутся люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!»

Колядовали всего один вечер — в первый день праздника, распевая при этом следующую песню:

У Данилы во дворе
На Сиянской горе,
Да стояла древа.
Древа купарева
Да радуйтесь земли
Веселитесь люди
Сын Божий народился!

Колядовшиков одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там, в течение праздника, начиная со второго дня, устраивали «сборки» (посиделки) с музыкой, играми, плясками.

В ночь перед Рождеством, на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг костра собирались родственники. Вероятнее всего это древний славянский обычай. И объясняется он тем, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.

С кострища, которое сохраняется (на нем никогда не готовили), казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям отгонявшей злых духов, сохранялась в ладанке на груди. Казак считался не погребенным, если на его могилу не посыпана мать-земля с родного пепелища.

Накануне «Старого Нового года», тринадцатого января — щедрый вечер. Понятие «Старый Новый год» появляется в России в 1918 году, когда в СССР был введен григорианский календарь (так называемый новый стиль), на 13 дней отличающийся от юлианского календаря (старого стиля).

Русская православная церковь сохранила старый стиль. До революции «щедрый вечер» праздновали накануне Нового года. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, то есть поздравлять станичников с Новым годом.

Щедровщики надевали на себя разные маски, костюмы и в таком виде ходили по домам, поздравляя хозяев с наступающим Новым годом. Хозяева должны были отблагодарить щедровщиков: угостить их варениками, конфетами, другой снедью, давали так же деньги.

Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начиненный мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, с монетой — счастливая и долгая.

Обычай щедровать до сих пор сохранился в донских казачьих станицах. И если вы приедете в станицу под «Старый Новый год», то можете встретить на улицах кампании молодых людей, наряженных в костюмы и маски — это и есть щедровщики. В этот вечер они ходят от дома к дому, поздравляя станичников.

Вот как пели мужчины:

Блудили блудцов семьсот молодцов
Святой вечер, добрый вечер
Добрым людям на свят вечер.
Приблудилися к Егоровым во двор
Святой вечер, добрый вечер
А ты дядя пан, а ты выйди к нам,
Святой вечер, добрый вечер
А ты выйди к нам, да вынеси к нам,
Святой вечер, добрый вечер
Вареников блюдку, да маслица глудку,
Святой вечер, добрый вечер
Бутылку вина «Сантуринского»,
Святой вечер, добрый вечер
Дяденьки дадим коня ворона,
Святой вечер, добрый вечер
Тетеньке дадим колпак с блестками.
Святой вечер, добрый вечер
Мальчику дадим лук и стрелочку,
Святой вечер, добрый вечер,
Добрым людям на свят вечер.

Была специальная и женская щедровка. Вот она:

При лужку, лужку, на желтом песку
Святой вечер, добрый вечер
Добрым людям на свят вечер
Павочка ходит, перышки ронит,
Святой вечер, добрый вечер
С рукава берет, веночек плетет,
Святой вечер, добрый вечер
Веночек сплела, в церковь пошла,
Святой вечер, добрый вечер
У церковь идет, как пава плывет,
Святой вечер, добрый вечер
У церкви стоит, как свеча горит,
Святой вечер, добрый вечер
Из церкви идет, как роза цветет,
Святой вечер, добрый вечер
Откуль взялся буйный ветерок,
Святой вечер, добрый вечер
Схватил с павочки венок павлиний,
Святой вечер, добрый вечер
Откуль не взялись три рыбалочки,
Святой вечер, добрый вечер
Вы рыбалочки, мои галочки,
Святой вечер, добрый вечер
Вы поймайте мой венок павлиний,
Святой вечер, добрый вечер
Подарю я ели три подарочка,
Святой вечер, добрый вечер
Первый подарок свечи огарок,
Святой вечер, добрый вечер
Второй пооарок — кольцо золотое,
Святой вечер, добрый вечер
А третий — я сама молода,
Святой вечер, добрый вечер,
Добрым людям на свят вечер.

Спев поздравления, щедровщики спрашивали:

— Чи дадите, чи откажите?
— Дадим, дадим, — отвечали хозяева и угощали всех варениками, давали деньги, конфеты, яблоки, пироги и другие продукты.

В станицах Хоперского округа существовал обычай «кликать овсень», что также является разновидностью обрядового песенною фольклора, сопровождавшего обряд колядования.

Партии кпикалыциков собирались под новогодний вечер и шли под окна домов «кликать овсень». Получив дозволение хозяев, они начинали петь:

Ой овсень, ой овсень!
Я хожу, хожу по проулочку,
Я ищу, ищу государев двор,
Ой овсень, ой овсень!
Государев двор середи Москвы — ворота пестры,
Столбы точеные, позолоченые,
Ой овсень, ой овсень!
У тово ли столба, у точенова
Стоит конь с седлом, с золотой уздой,
Ой овсень, ой овсень!

После этого спрашивали, кого величать, и, получив ответ, например Ивана, продолжали:

Ты, Иван, господин, не служи королю,
Не служи королю, служи Белому царю,
Ой овсень, ой овсень!
Как и царь-государь пожалует тебе
Коня с седлом, с золотой уздой,
Ой овсень, ой овсень!
А на што тебе коня, да на што тебе добра?
На службу итить, царю Белому служить,
Ой овсень, ой овсень!
Царю Белому служить, татар воевать,
Языка доставать, да к царю отсылать,
Ой овсень, ой овсень!

В этой песне мы видим отношение казаков к Московскому государству, и завет служить «Белому царю».

В святочные дни отмечалось 3 праздника: память Рождество Христово, Василия Великого и Крещение Господне. Это нашло отражение и в песнях и в поздравлениях, которые пели в эти дни. Вот одна из них:

…С этого древа да строилась церковь
Радуется небо и земля,
А в этой церкви три гроба стояли
Радуется небо и земля,
Как во первом гробе Рождество Христово
Радуется небо и земля,
Во втором гробе Василий Великий
Радуется небо и земля,
В третьем гробе Иоанн Креститель
Радуется небо и земля,
Рождество Христово радость лк ям приносит
Радуется небо и земля,
Василий Великий ‘Святой вечер » произносит
Радуется небо и земля,
А Иван Креститель воду перекрестит
Да на мир пустит
Радуется небо и земля.

Слушая старших и сами распевая щедровки, казачья молодежь воспринимала с детства поэтический строй родного языка, учась щедрости на доброе слово, благодарности за милосердие, призрению к скупости.

В полночь начинали гадать. Гадания были самыми разнообразными. Например, шли в хлев, вырывали шерсть у овцы: если черная — жених будет чернявый, белая — блондин. Считали колья забора: девятый и двадцать седьмой: если кол в коре, то муж будет богатый, если голый — бедняк.

Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посевать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю
Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую долиницу,
В поле стогами, у нас закромами.
Где бык копытом, там пшеница кустом,
Где бык рогом, там пшеница стогом.
Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.
С Новым годом, с новым счастьем я пришел поздравить вас!

Или пели такую песню:

Ходил Илья на Василья
Замочился, заросился
Идя в поле волочился
В поле, в поле плужок ходит
За тем плужком сам Бог ходит
Мать Божия обеды носила
Бога просила: зароди Боже
Жито, пшеницу, горох, чечевицу и всякую пашницу.

Девушки при посевании ловили зерна и по ним гадали. Если число зерен было четным, значит, девушка скоро выйдет замуж.

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением. Вечер накануне Крещения назывался крещенским сочельником. В этот же день также как и в Рождественский сочельник не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная».

Широко был распространен обычай в крещенский вечер рисовать мелком или копотью свечей кресты на окнах и дверях, чтобы черти не поселились в доме. Обычно это действо совершал глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

Как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник крестники шли к крестным поздравлять их с праздником. Несли кутью, пироги, получая в свою очередь от них подарки и угощения.

В память того, что Спаситель своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом, на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». Такое шествие всегда было и в станице Старочеркасской. На Дону, во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости. Некоторые из прихожан даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто искупается в проруби, в ледяной воде, на праздник, будет весь год здоровым.

К рождественским праздникам, как и к Пасхе, готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. В эти дни ходили друг другу в гости, и каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд.

Закончился рождественский пост, поэтому хозяйки готовили огромное количество мясных блюд. Конечно, главным блюдом на столе был рождественский поросенок или рождественский гусь.

Рождественского поросенка готовили так. Сначала нужно было его ошпарить кипятком, затем насухо вытереть полотенцем, слегка натереть мукой в тех местах, где осталась щетина, и опалить на огне.

После этого как следует промыть в холодной воде, посолить с внутренней стороны, положить на противень спинкой вверх, слегка смазать сметаной, полить растопленным маслом, на противень подлить одну четверть стакана воды и жарить в духовке полтора часа.

Чтобы на поросенке образовалась румяная сухая корочка, во время жарения надо несколько раз полить его с ложки жиром. Подавать к столу на большом блюде с гречневой кашей или с тушеной капустой и посыпать сверху рублеными яйцами, полить также сверху жиром, вытопленном при тушении.

На стол также подавали окорок, домашнюю колбасу, салтисон (начиненный желудок), студень. Хозяйки пекли огромное количество пирогов с мясом, рыбой, творогом, повидлом и другими начинками.

Особенно в эти дни веселились дети. Для них устраивали каталки на льду, для чего в лед вбивали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем неслись по льду.

Иногда устраивали кулачные бои — «кулачки», которые велись по правилам и требовали мужества, сноровки и силы. При «кулачках» соблюдались правила: лежачего не бьют, окровавленного («мазку») не бьют, запрещалось бить ниже пояса и преследовать отступающего противника на его стороне, а также употребление твердых закладок, кастетов, нельзя было класть в рукавицу даже пятак.

Одним из развлечений во время святок было вождение «кобылы». Кто-нибудь наряжался цыганом, брал в руки арапник и, подражая голосу цыгана, кричал: «А, ну, кобылушка, ну, приободрись!» Около него собиралось множество ребятишек, девок, баб, громко смеющихся и вместе с тем с опаской взирающих на толстый арапник и костяную голову «кобылы».

«Моя кобыла молодая, у ней грива золотая!» — кричал цыган, отпуская во все стороны удары кнута. Вся толпа с громким криком и хохотом разбегалась, «цыган» и «кобыла» торжествовали.

Так на Дону проходили у казаков рождественские праздники.

Предыдущая запись Казачий праздник православия
Следующая запись Покупка земельного участка казаком

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика