Тихий Дон

78900

Интересные факты об экранизациях романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова

«Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова — одно из величайших произведений русской литературы. Бессмертная книга принесла автору всенародное признание и всемирную славу.

В 1965 году «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе. Это один из немногих случаев заслуженного вручения Нобелевской премии по литературе. Ни для кого не секрет, что российские учёные и литераторы довольно редко удостаиваются Нобелевской премии, но и когда награждают, то для гуманитариев-писателей придумывают формулировки. То ЦРУ публикует документы о своей причастности к выдвижению на Нобелевскую премию по литературе Бориса Пастернака с романом «Доктор Живаго», а то вдруг то же премией по литературе награждают Светлану Алексиевич — автора документальной прозы и публицистики, что тут же стало поводом для упрёка в адрес нобелевского комитета.

Особо это отмечается в статье «Испытание Нобелем: Светлана Алексиевич и её «многоголосное творчество»» Светланы Замлеловой, опубликованной в газете «Советская Россия. Улики» № 12 от 15.10.2015 г. В своей статье она пишет: «Светлану Алексиевич награждали не за «создание художественного мира», а за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время. Например, книга » У войны неженское лицо» (1985) посвящена женщинам Великой Отечественной войны, книга «Цинковые мальчики» (1989) — войне в Афганистане, «Чернобыльская молитва» (1997) — трагедии в Чернобыле.

В её книгах все страдают и мучаются, но, по мнению Алексеевич, они сами виноваты в этом, так как этим людям не хватает культуры. Они ведь от природы варвары и жертвенность русских — это проявление дикости. Ведь, по оценке Светланы Алексеевич, русский человек не понимает, свободу, ему нужен казак и плеть, а на вольные стройки ехали одни голодранцы, у кого ни кола, ни двора. И так далее — по рецептам Альфреда Коха, Ларисы Латыниной и Валерии Новодворской». Так что Нобелевский комитет не соврал: многоголосное творчество у Алексиевич присутствует. Поэтому это лишний показатель того, как сейчас Запад оценивает писателей, пишущих на русском языке и какие критерии необходимы для получения Нобелевской премии по литературе для русских писателей сейчас. Светлана Алексиевич — гражданка Белоруси, но это не важно. Ведь как сказал в своё время Сергей Владимирович Михалков, поэт, много лет при жизни возглавлявший Союз писателей России:

«Любой писатель, независимо от национальности, пишущий на русском языке является русским писателем».

Также как Вильям Сароян — армянин по национальности, но писавший на английском языке — один из выдающихся писателей США.

«Тихий Дон» — великая эпопея о трагедии рубежа веков — трагедии войны империалистической, трагедии революции, трагедии гражданской войны, трагедии разрушения векового уклада жизни русского казачества на переломных этапах истории России в начале ХХ века.

78888887

Ощутимая часть романа Шолохова посвящена войне — сначала Первой мировой, потом Гражданской. Шолохов создаёт жуткие, предельно натуралистические картины гибели людей. Проявляется он здесь и в качестве историка — например, при восстановлении в романе исторической правды о «Великом мятеже».

За четыре года до смерти Михаил Шолохов (1905-1984 гг.) по словам ростовского литературоведа Константина Приймы, на вопрос, почему авторы книг о его творчестве обходят молчанием вопрос о тщательно скрываемых причинах верхнедонского восстания, обронил коротко: «Боятся Правды….»

В статье Дмитрия Митюрина «Тот самый Мелехов», опубликованный в журнале «Загадки истории» № 13 за 2016 год, сообщается, что прототипом главного героя — Григория Мелехова — был лихой казак Харлампий Ермаков, успевший не по одному разу послужить и у белых, и у красных и расстрелянный 27 июня 1927 года по специальному решению коллегии ОГПУ, возглавляемой Генрихом Ягодой. В этой статье даётся подробное описание восстания верхнедонских станиц, известное под названием Вешенское. Цитирую: «Участие в нём приняли около 30-35 тысяч казаков, сформированных в пять дивизий. Командующим был избран выслужившийся из нижних чинов подъесаул (примерно старший лейтенант) Павел Назарьевич Кудинов.

Восстание началось в ночь с 26 на 27 февраля, а 1 марта наскоро сколоченный Харлампием Ермаковым отряд выступил на станицу Каргинскую. Впоследствии на допросе в ОГПУ он следующим образом вспоминает о своём участии в тех событиях: » 5 марта 1919 года старики-казаки выбрали меня командиром сотни. Я со своей сотней участвовал в бою под станицей Каргинской, где было взято: пехоты 150 человек, 6-7 орудий и другое. Некоторые из красноармейцев были приговорены к расстрелу, но я создал такую обстановку, что они остались живы».

По очевидным причинам, Ермаков не упоминает о том, что во время рейда на Каргинскую он лично взял в плен комиссара Лихачева, смерть которого от руки конвоировавших его казаков можно считать одним из самых жутких эпизодов «Тихого Дона».

В 1960-х годах живший в Болгарии Павел Кудинов рассказывал советскому журналисту»: «Возглавлял первую (в романе — мелеховскую) дивизию хорунжий, георгиевский кавалер из хутора Базки Харлампий Васильевич Ермаков. В романе он у Григория Мелехова командует полком. Ермаков был храбрый командир, забурунный казак. Многие его приметы, поступки и выходки Шолохов передал Григорию Мелехову. … Я Харлампия знал хорошо. Мы с ним — однополчане. И его семейную драму я знал. Его жена трагически умерла в восемнадцатом году, оставив ему двух детишек. А его заполонила новая любовь. Тут такие бои, земля горит под ногами, а Харлампия любовь крутит-мутит… Порубил Харлампий Ермаков матросов в бою, а потом бился головой об стенку. И эти его вечные вопросы «Куда мы идём? И за что воюем? — тоже правда».

Ермаков действительно появился в романе в качестве подчинённого комдива-1 Мелехова и даже пил с ним за «нашу погибель». Погибель, впрочем, пришла не сразу.

После объединения с прорвавшейся на Дон группой генерала Секретева (7 июня 1919 года) повстанческая армия была расформирована, а её бойцы влились в состав возглавляемых Деникиным Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР).

Лидеров восстания понизили в званиях. Выше командира сотни у белых Ермаков не поднимался, хотя сражался умело и храбро.

А что же любовь, та самая которая столь некстати «крутила-мутила» Харлампия? Звали её Ольга Солдатова. Она действительно сопровождала Ермакова во время отступления к Новороссийску, но заболела тифом и была оставлена в одной из деревень на попечение чужих людей.

Сам Харлампий сдался красным 3 марта 1920 года. По счастью, попал он в 1-ю конную армию к Будённому, который и сам был донским уроженцем и как раз в это время формировал из перешедших от белых казаков несколько новых соединений.

Ермакова назначили командиром сотни в 3-й Донской отдельный Советский конный полк, а затем переместили на должность командира эскадрона. Он успел повоевать против поляков и врангелевцев, был дважды ранен, получил наградную шашку, некоторое время исполнял должность командира полка, а завершил карьеру начальником кавалерийской школы в Майкопе.

Из Красной армии уходить Ермаков не хотел, но угодил под сокращение как человек с сомнительным прошлым. Домой он вернулся 5 февраля 1923 года, и довольно скоро был арестован по обвинению в организации Вешенского восстания. В своих объяснениях Ермаков, естественно, затушевывал своё участие в тех событиях, объясняя, что «был внезапно захвачен в плен белыми, насильственным путём оставался у них на службе — едва не силой оружия принужден был занять должность командира отряда».

В защиту арестованного его земляки подписывали прошения, причём одно из них было составлено комсомольской ячейкой хутора Базки, возглавляемой будущим мужем Пелагеи Ермаковой. И Харлампия отпустили.

Именно в этот период между первым и вторым арестами (с июля 1924-го и до конца 1926-го) с ним и общался Михаил Шолохов. Часами Ермаков рассказывал о своей жизни и даже показательно рубил берёзовые чурки знаменитым «баклановским ударом».

Харлампий к этому времени успел жениться вторично, на молодой женщине по имени Анна, работал с сельсовете и хуторском комитете взаимопомощи. Казалось, жизнь налаживалась, но в январе 1927 года последовал новый арест.

В обвинительном заключении указывалось, что «Ермаков Харлампий Васильевич… во время выборов руководил группировкой, которая агитировала против коммунистов на проведение своих лиц, объединяет вокруг себя кулаков, агитирует против Соввласти, старается провести лиц, лишённых права голоса…» Разумеется, припомнили ему и Вешенское восстание.

Последним в уголовном деле Ермакова хранится акт, где говорится, что он был расстрелян 17 июня 1927 года по специальному решению Коллегии ОГПУ, возглавляемой Генрихом Ягодой.

Неизвестно, как встретила известие о казни Ермакова его жена, но та самая Ольга Солдатова, которая уже вернулась и снова жила со своим законным супругом, как рассказывают, пошла за 100 вёрст пешком, чтобы на коленях выпросить у чекистов тело Харлампия. Не отдали.

Многосерийный телевизионный фильм «Тихий Дон» Сергея Урсуляка без преувеличения можно назвать самой ожидаемой премьерой 2015 года. Это четвертая экранизация романа.

Первая попытка экранизации этого произведения — эпоса о судьбе донского казачества была предпринята режиссёрами-супругами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым в 1930 году созданием немого кинофильма на кинокомпании Союзкино (СССР). Сценарий написали они же. Автор романа Михаил Шолохов лично консультировал сценаристов. Фильм был озвучен в 1933 году. Премьера состоялась 14 мая 1931 года, а в озвученном варианте 14 сентября 1933 года.

Главного героя произведения — Григория Мелехова сыграл Андрей Абрикосов, народный артист СССР (1906-1973 гг.), актёр театра им. Е.Вахтангова. В его фильмографии более 40 ролей, сыгранных в различных фильмах: «Дело пестрых» (1958 г.) — комиссар милиции Силантьев, «Руслан и Людмила» (1972 г.) — князь Владимир, «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) — Балясный, «Братья Карамазовы» (1969 г.) — Самсонов и в «Поднятой целине» (1959 г.) — Ипполит Шалый — экранизации другого романа Михаила Шолохова. Кстати, в первой экранизации в роли Дарьи снималась Елена Максимова, впоследствии сыгравшая роль матери Олега Кошевого в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948 г.)

896

В этом же фильме «Молодая гвардия» дебютировал ученик С.А. Герасимова и будущий постановщик экранизации 1992 года «Тихого Дона» — Сергей Бондарчук в роли Андрея Андреевича Валько.

Фильм «Тихий Дон» у режиссеров-сценаристов и супругов Ивана Правова и Ольги Преображенской получился с упором на любовь Григория к Аксинье. Бурную страсть авторы картины объяснили происхождением главного героя (бабкой Гришки была турчанка, которую его дед привёз как трофей после очередной войны с историческим противником России — Турцией.

Фильм получился довольно откровенным. В картине разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушивались роковые обстоятельства. У фильма был трудный путь к зрителю: картину пытались не пустить на экраны. Приговор был таков: «Любование бытом казачества», «внеклассовость» и «отсутствие поддержки революции». Критики прозвали его казачьим адюльтером, а главный чекист в то время — Генрих Ягода — антисоветским развратом. Правова и Преображенскую надолго отлучили от любимого дела, но они остались на свободе, но были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой: «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».

Эмма Цесарская по мнению многих — лучшая исполнительница роли Аксиньи. В 1937 году её муж, видный чекист Станиславский, был расстрелян, а она с грудным ребёнком была выселена в бараки на окраину Москвы. По совету Михаила Шолохова в 1938 году она написала письмо Вячеславу Михайловичу Молотову, в то время занимавшему пост Председателя правительства СССР. Ей разрешили сниматься в кино, но только в эпизодических ролях. В её фильмографии более 30 киноработ, но наиболее интересные — в фильмах — «Нахалёнок» (1961) и «Когда казаки плачут» (1963). Сценарии по этим фильмам написаны по «Донским рассказам» Шолохова.

Естественно, не без его помощи Эмма Цесарская попала на съёмки.

Знаменитый фильм-эпопея «Тихий Дон» Сергея Герасимова на сегодняшний день является лучшей экранизацией романа Михаила Шолохова, несмотря на то, что он вышел на экран в 1958 году. Почему этот фильм является шедевром? Да потому что в нём есть всё: любовь, ненависть, страсть, борьба. Создан был фильм, совершенно неожиданно, неполитизированным, в котором главный герой не относится ни к «красным», ни к «белым». Здесь показан человек, который хотел найти правду, справедливость, счастье и любовь. Гражданская война — это брат на брата, сын на отца. За своими идеологическими целями людьми были забыты дружба, родство и просто человечность. Казалось бы, люди, выросшие бок о бок, никогда не начнут уничтожать друг друга, но эти узы были разорваны идеологическим популизмом с обеих сторон. Метание, растерянность людей — всё это было в полной мере отражено в «Тихом Доне».

На мой взгляд «Тихий Дон» Сергея Герасимова — величайший фильм не только советского, но и всего мирового кинематографа. Эта картина неподвластна времени. Несмотря на огромное количество персонажей, центральным является образ Григория Мелехова, на роль которого был приглашён не самый известный, никому неведомый потомственный дворянин, но талантливый актёр Пётр Глебов — двоюродный брат по матери Сергею Михалкову, тоже дворянину по происхождению и двоюродный дядя народным Артистам России, кинорежиссёрам Никите Михалкову и Андрону Михалкову-Кончаловскому. Даже несмотря на то, что Глебов отчасти уже стар для этой роли, он смог передать характер Мелехова, показать его трагическую судьбу скитальца и «правдоискателя». Если Пётр Глебов смотрится вполне хорошо в последней серии, где за плечами его героя немалый жизненный путь, то в первой части немолодость бросается в глаза. Хотя типаж, конечно, редкий.

В отличие от фильма Герасимова, в сериале Урсуляка главные роли исполняют молодые актёры. Григория Мелехова играет 31-летний Евгений Ткачук (против 42-летнего Петра Глебова, а Аксинью Астахову играет 22-летняя Полина Чернышева (против 29-летней Элины Быстрицкой).

Моя близкая родственница — настоящая казачка с Суровикино — 86-летняя Клавдия Трифоновна Карагичева, на мой вопрос: «Как она нашла по модели поведения при исполнении роли Мелехова — актёра Ткачука из последней экранизации «Тихого Дона» — ответила просто: «Гришка, он ведь красивый казак был, а этот не похож! Прежний фильм был лучше, актёры хотя бы правильно гутарили — по-нашему!!!»

Но нельзя не отметить потрясающую актёрскую работу Людмилы Зайцевой — мать братьев Мелеховых и Сергея Маковецкого в роли отца. По большому счёту другие актёры эти роли просто не вытянули бы. Достойный выбор режиссёра Сергея Урсуляка.

А у Сергея Герасимова стоит отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьевича — отца Григория. Столь малочисленный юмор, уже не столь актуальный сегодня, присутствует в фильме благодаря ему.

Образ Аксиньи в фильме Герасимова 1958 года воплотила Элина Быстрицкая. Во время кастинга она признавалась режиссёру, что давно хотела играть эту роль красивой, сильной, волевой казачки, готовой на всё ради любимого мужчины. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа — Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он выбрал из них ту, в которой пробоваплась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Элина Быстрицкая вспоминает: «После премьеры фильма «Тихий Дон» (в прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв первое место), была огромная зрительская почта. Но одно письмо, помню, было совершенно особенное — послание от тридцати старейшин донских казаков. Они писали, что просят называться Аксиньей Донской».

Кстати, в отборе актёров к данной картине лично принимал участие сам Шолохов. Игра актёров была великолепна, причём игра каждого, даже эпизодического героя! Станиславский говорил, что зритель должен: «поверить актёру и это будет высшая оценка его игры». Сергею Герасимову удалось всё, начиная с казачьего говора и заканчивая потрясающими по накалу эмоциональными сценами вроде той, где Григорий Мелехов возвращается в родной хутор. Пётр Глебов в роли Григория бесподобен. Он сумел раскрыть образ своего книжного прототипа. Элина Быстрицкая также блестяще с ролью красавицы и роковой женщины.

За участие в фильме Пётр Глебов и Элина Быстрицкая стали народными артистами СССР.

Отдельного разговора заслуживает достоверность воссоздания фактура казацких женщин того времени: совсем другое время и совсем другие типажи. Герасимов весьма точно передал атмосферу книги, о чём говорил сам М.А.Шолохов: «Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом».

Как зритель, я понимаю, что «Тихий Дон» Сергея Герасимова — это мегамасштабная картина, отличные съёмки, но всё так… по-советски хорошо и правильно!!!

Роль Мишки Кошевого в исполнении Геннадия Карякина — это роль правильного комиссара — творца новой жизни, который всё знает и очень он положительный. Однако убийство им Петра Мелехова не вызывает тех переживаний за героя, которые смог передать Сергей Бондарчук в своей поздней 1993 года телеверсии «Тихого Дона».

А в сериале 2015 года Сергея Урсуляка Мишка Кошевой вообще полстаницы сжигает — этого я у Шолохова в романе как-то не нашёл.

Можно сделать вывод, что подход к экранизации двух Сергеев: классика Герасимова и успешного Урсуляка отражает время и обстановку в стране, когда они создавали свои киношедевры.

Экранизация «Тихого Дона» Сергея Герасимова стала эталонной и завоевала любовь зрителей повсюду, особенно на Дону, тем более, что сценарий режиссёра одобрил сам Михаил Шолохов.

«Каждое новое поколение должно было постичь роман во всей его глубине и объёмности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике», — справедливо писал Герасимов. Можете представить потрясение Герасимова, когда его ученик Сергей Фёдорович Бондарчук начал подготовку к своей экранизации «Тихого Дона».

Замысел экранизации «Тихого Дона» возник у Сергея Бондарчука, по его словам, после одной из встреч с Михаилом Шолоховым — писатель признался режиссеру, что недоволен киноверсией «Тихого Дона», созданной Сергеем Герасимовым, и мечтает о другой экранизации своего романа.

Очень интересно об этом вспоминает супруга С.Ф.Бондарчука — народная артистка Ирина Константиновна Скопцева:

«Начиналось это все так. Сергей Федорович пришел к Шолохову за советом, когда собирался снимать «Войну и мир». Шолохов удивился: «Да что ты! Четыре тома даже поднять трудно. Как же ты будешь это снимать?!»

И в этих разговорах Шолохов постоянно проговаривался, что хотел бы видеть новую, более полную, экранную версию «Тихого Дона». Оказывается, экранизацией Герасимова он был не очень доволен». Это была середина 60-х годов, а спустя несколько лет, в 1975 году в журнале «Советский экран» (№ 11), в статье Александра Липкова «Отменно длинный, длинный фильм», было упомянуто, что в планах телевидения — съемки 13 серий «Тихого Дона» (режиссер С.Бондарчук).

Особенно интересны подробности разговора двух великих режиссёров об этом в воспоминаниях народного артиста СССР Евгения Самойлова: «Я присутствовал при разговоре Сергея Федоровича с его учителем — Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Бондарчук тогда сказал, что хочет снимать «Тихий Дон». И знаете, как ответил Герасимов?

— Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь.
При жизни Герасимова к «Тихому Дону» Сергей Бондарчук так и не приступил».

С началом перестройки появилась надежда осуществить давно вынашиваемый замысел экранизации «Тихого Дона», тем более, что в Госкино Сергея Бондарчука поддержали. Из интервью с Ириной Скопцевой:

«В начале 1990-х гг. была предварительная договоренность с Гостелерадио. Сергей Федорович сел писать сценарий для сериала — сначала 19 серий, потом 15, затем сократили до 13. Писал он без денежного договора. Сергей Федорович был готов снимать. Но средств на это никто не выделял — пошла волна всеобщей «перестройки», и Сергей Федорович оказался в опале».

На практике это означало только одно — отсутствие государственного финансирования для съемок «Тихого Дона». Но выход был найден — при содействии режиссера Али Хамраева, снимавшего «Тамерлана» в копродукции с Италией, сотрудничество Бондарчуку предложили итальянские продюсеры Джузеппе Коломбо и Рисполи.

90998888

В январе 1990 г. студия «Время», которой руководил Бондарчук, подписала контракт с итальянской фирмой «International Cinema Company», от лица которой выступал Рисполи, о производстве десятисерийной телеверсии и пятичасовой киноверсии романа «Тихий Дон». Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе (на роль Григория Мелехова приглашен Руперт Эверетт, на роль Аксиньи — Дельфин Форест, на роль Пантелея — Ф. Мюррей Абрахам). Съемки происходили в России — с «Мосфильмом» был заключен контракт об оказании технических услуг. Съёмки фильма «Тихий Дон» начались в 1990 году и были завершены в довольно короткие для такого масштабного проекта сроки.

Сам съёмочный процесс длился 11 месяцев, монтаж — 6 месяцев. В картине были задействованы как российские (советские), так и зарубежные актёры, и их гонорары очень разнились. Когда начались проблемы с финансированием проекта, актёрам пришлось около месяца работать бесплатно, что вызывало большое недовольство у иностранцев. Из-за перерасхода бюджетных средств итальянская студия «Чинченита», где проходил монтаж фильма, объявила себя банкротом, и все рабочие материалы картины были конфискованы банком-кредитором в 1992 году.

Началась долгая изнурительная тяжба между киноконцерном «Мосфильм», «Временем» и ассоциацией «Возрождение». «International Cinema Company» по контракту должна была заплатить «Времени» за организацию съемок несколько миллионов долларов, затем, с началом «шоковой терапии» «Возрождение» стало требовать оплатить стоимость своих услуг уже «по биржевым ценам».

В 1993 году, когда Бондарчук вновь обратился к Рисполи с просьбой о выделении средств на завершение монтажа и озвучивание, продюсер выразил большое недоумение, что все отпущенные по договору средства уже кончились. Выход фильма, обошедшегося, по самым приблизительным подсчетам, в 10 млн. долларов, был приурочен к Рождеству 1993 года. Однако продюсер увез отснятый материал в Лондон. Отчаянные попытки Бондарчука договориться с Рисполи не возымели успеха. Режиссер умер, так и не дождавшись выхода «Тихого Дона» на экраны.

Больше десяти лет семья Сергея Бондарчука предпринимала попытки вернуть в Россию фильм «Тихий Дон». После длительных переговоров в 2005 году Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, но без озвучки, и не без личного участия президента Российской Федерации В. В. Путина.

Из отснятого Бондарчуком материала получилось три фильма — российский сериал, итальянский сериал и итальянский трёхчасовой фильм. Плёнку для российской картины монтировал сын Сергея Бондарчука — Фёдор Бондарчук, он же стал режиссёром телеверсии. Премьера российского фильма «Тихий Дон» состоялась на Первом канале 7 ноября 2006 года.

Константин Эрнст (генеральный директор Первого канала):

«Мы сделали фильм плотнее. Темпы современного кино и 15-летней давности — разные. Это современная работа. Мы позиционируем «Тихий Дон» как самый главный наш проект сезона 2006/2007 года».

Несмотря на все старания, которые приложил Первый канал к тому, чтобы вернуть последний фильм Сергея Бондарчука на родину, отзывы критиков о «Тихом Доне» были не слишком благоприятными. В основном критика картины сводилась к тому, что актёры-иностранцы так и не вписались в российские реалии. Тем не менее фильм «Тихий Дон» Сергея Бондарчука выполнил одну из своих основных задач — открыл классическое произведение Михаила Шолохова для молодого поколения, воспитанного в основном на американских боевиках. И здесь не может быть другого мнения — фильм 1993 года — это чистая экранизация романа «Тихий Дон», безо всяких творческих домысливаний автора фильма.

В момент, когда была премьера фильма, автор этой статьи был в очередной служебной командировке на Северном Кавказе. Смотрели с большим интересом всем личным составом военной базы «Ханкала» в Чеченской республике. Интересно, что вслед за Первым каналом телеканал «Россия — 1» показал фильм «Тихий Дон» режиссёра Сергея Герасимова. У телезрителей — участников боевых действий была возможность сравнить два киношедевра. По ходу просмотра мне часто приходилось переводить казачий своеобразный говор на современный язык, так как телепублика была молода и как «гутарят» казаки она просто не знала.

Мне это было особенно приятно, так как я понимал, что к казачеству я имею прямое отношение по своему генеалогическому древу — родословной. Автору этой статьи совсем недавно удалось узнать свою родословную, и выяснилось, что по указу Петра I в 1716 году для защиты Воронежа от набегов кочевников был образовано военное поселение Калач (в настоящее время — Калач — районный центр Калачеевского района Воронежской области). Сотня черкасских казаков во главе с сотником Демьяном Варавиным была принята в Острогорский казачий полк Войска Донского и получила название Калачеевской сотни. Казаки этой сотни и были первыми жителями Калача.

В этом же городе родился мой дед — Варавин Борис Денисович — командир одного из первых бронеотрядов Красной Армии и его родной брат — Андрей Денисович Варавин — матрос второй статьи команды крейсера «Варяг». участник легендарного неравного боя с японской эскадрой близ Инчхона (бывший Чемульпо) 27 января (9 февраля) 1904 года во время русско-японской войны 1904-1905 года. 23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года — медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году — государственной наградой СССР и России — боевой медалью «За отвагу». И вообще, все Варавины в Калаче просто называются — казаки.

09087

Режиссёр четвёртой экранизации в 2015 году Сергей Урсуляк считает, что произведение такой силы надо экранизировать раз в 10 лет, «чтобы каждое последцющее поколение могло вновь и вновь открывать его для себя». «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть «Тихий Дон» для зрителя», — говорит Урсуляк. Что мы с вами и делаем, уважаемые читатели!

Я категорически не согласен в мнением ряда кино- и литературных критиков о том, что роман и киноверсии романа «Тихий Дон» интересны только фанатам советской киноклассики, исследователям казачества , как видеоиллюстрации к прочитанной книге. Читать и смотреть «Тихий Дон» обязательно надо, но вот действительность пока об этом не свидетельствует. В своей статье «Испугались правды», опубликованной в газете «Завтра» № 93 декабрь 2015 года, писатель Александр Бобров приводит интересные данные той реакции, которая появилась в обществе после премьеры телесериала «Тихий Дон» режиссёра Сергея Урсуляка в ноябре-декабре 2015 года:

«Спасибо творческому коллективу Сергея Урсуляка: старались, снимали в любую погоду, в натуральных декорациях, в потрясающих первозданных пейзажах, скакали, кашеварили, играли, как могли, волновались… То, что критических откликов — больше, чем положительных — не суть важно. Радует, что они, многочисленные и заинтересованные, возникли, что роман и судьбы его героев по-прежнему волнуют… Расстроило, что из молодёжи этот фильм мало кто смотрел: спросил у студентов 1-го курса журфака — никто не удосужился.

Рейтинги разрекламированного фильма оказались ниже ожидаемых: по данным TNS первую серию «Тихого Дона» в воскресенье, 29 ноября 2015 года, смотрели 4,9% жителей столичного мегаполиса и 6,7% жителей провинциальной России. Это далеко от первых мест в рейтинг-листе самых популярных программ недели».

Жаль уходящую эпоху, рушившиеся устои казачества, их культуру, быт, говор, но огромное спасибо Михаилу Александровичу Шолохову, что он в своём романе описал всё это и навсегда оставил в истории эту удивительную цивилизацию, имя которой «казачество».

676534444

Николай Варавин, кинозритель, историк, ветеран боевых действий и МВД России,  актёр Волжского драматического театра,

член Союза писателей города Волжского Волгоградской области

Источник 

Предыдущая запись Свадебный обряд у казаков
Следующая запись Азовское осадное сидение казаков

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика