Казаки песни играют

Донские казачьи песни

“Песня – это не писаная, а спетая история народа”,

– писал М.И.Шолохов. В песнях донских казаков отражена вся их жизнь, их история. Из всех русских песен именно в казачьей в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком.

“Если вы услышите, как кто-то запел казачью песню, да еще стройно и свободно, эта песня становится частью вашей жизни, даже если по происхождению вы не казак. Такое чувство единения возникает, причем, с какими-то интересными, сильными, красивыми предками, с какой-то очень значительной культурой и историей. Это вас охватывает целиком, и вы уже нс можете не изучать эту культуру, не пробовать воспроизводить эту сочную, яркую традицию”,

– писал фольклорист, знаток и собиратель казачьих песен А. С. Кабанов.

Говоря об исполнении казачьих песен, следует сказать, что преобладала мужская традиция. Самым ценным в казачьей песне является этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура, летящий дискант.

Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими: об их делах и боевых подвигах, о волновавших социальных проблемах. К их числу относятся песни о Ермаке, Разине, Некрасове, Платове, о борьбе казаков с турками и татарами.

Казачьи исторические песни отличаются нс только тематикой и сюжетами, но и приемами изображения действительности.

Основой их сюжета служат не отдельные события, а типические ситуации. Главная тема в казачьих исторических песнях XVI- XVIII вв. – борьба за Русскую землю и жажда справедливого устройства общества.

Действующими лицами, вершителями событий в казачьих песнях являются сами казаки. Свою борьбу они осмысливали как патриотический долг, как сражение с угрожающими Русской земле иноземцами-басурманами.

Отличительной особенностью идеологии казаков было стремление обосновать свою самостоятельность, узаконить ее. Эти идеи нашли свое отражение уже в песнях о Ермаке, в которых рисуется идеал социальной организации – община вольных, равных во всем казаков, управляемая выборным Кругом. Казаки хотели сохранить свою автономию и вольность. Они говорили о давности порядков, о правах, якобы подтвержденных самим царем Иваном Грозным, который пожаловал казакам Дон “с вершины до устьица и со притоками в вечное владение”.

Здесь характерно то, что казаки говорят не о праве на землю, а на реки Дон, Яик, Терек. Именно река, а не земля, с которой связывалось крепостное право, вошла в песни донских казаков как образ Родины, как символ вольного казачьего житья.

Помутневший, взволновавшийся, возмущенный, помелевший, скованный берегами Дон служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс. Обращаясь в песне к Дону, казаки ласково называли его “батюшка, православный Дон Иванович”.

Идейный смысл песен выражается в их образах, которые, как и сюжеты, имеют типический характер. Чаще всего, это казаки – люди вольные. Эпитет “вольный” является одним из основных, он выражает идейный смысл песен.

Одним из любимых народных героев являлся Ермак Тимофеевич. В 1581 году со своей дружиной в пятьсот человек он пошел защищать восточные границы России от татар. На долю казаков выпали огромные испытания, которые они преодолели, положив начало освоению Сибири русскими и таким образом присоединив её к России.

В 1552 году русскими войсками была взята Казань, овладение которой казаки полностью приписывали себе. И хотя Ермак не участвовал в ее захвате, народ все равно делает его одним из главных действующих лиц в песнях, посвященных этому событию. Иван Грозный, обращаясь в песнях к Ермаку, предлагает ему взять за этот подвиг села, города, поместья. Однако Ермак отклоняет такое предложение, говоря:

Не жалуй ты меня городами, поселками и большими поместьями,
Пожалуй ты нам, батюшку Тихий Дон
Со вершины до низу со всеми реками, притоками
Со всеми лугами зелеными,
И с теми лесами темными!
Вы не жалуйте меня генералушкой,
Не хочу я вашей золотой казны,
А жалуйте меня рекой-Доном,
Прикажите заселить людьми вольными
И назваться донскими казаками.

Почувствовать и по достоинству оценить социальный потенциал этого требования мы можем только в том случае, если вспомним, что оно прозвучало на рубеже 80-90 гг. XVI столетия, когда крепостнические акты связывали русского мужика по рукам и ногам. Принимая власть царя как законную, распространявшуюся и на “вольницу”, казачество отстаивало право на такую жизнь, которое отрицало феодальные порядки.

Но самым “поэтическим лицом русской истории”, как отмечалось выше, был Степан Разин. Песни о мятежном атамане голытьбы были сложены еще при его жизни. По единодушному мнению собирателей народных песен XIX-XX вв., это самый популярный цикл из всех исторических песен. Для народа Разин являлся не только атаманом голытьбы, но и героем, и совестью. Разин был как бы душой русского народа, свободной, не терпящей никакого давления и насилия. Существующая во многих вариантах казачья песня рассказывает о горьком известии, долетевшем до берегов Тихого Дона, о казни Степана Тимофеевича:

Вы вставайте, добрые молодцы,
Пробуждайтесь, донские казаки,
Нездорово на Дону у нас.
Помутился славный Тихий Дон
Со вершины до Черного моря
До черна моря Азовского.
Помешался весь казачий Круг
Атамана больше нет у нас
Нет Степана Тимофеевича
По прозванью Стеньки Разина.
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые
Повезли во каменну Москву
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову.

Но народ не хотел верить в гибель своего героя, поэтому было сочинено много песен и преданий, в которых Степан Тимофеевич не погибает, а чудом спасается, нарисовав на стене темницы кораблик и уплыв на нем. Поселившись где-то в глухой пещере, Разин, по мнению народа, ждет своего часа, чтобы снова появиться в качестве заступника сирых и обиженных.

Поскольку основной обязанностью казака являлась защита своего Отечества, то огромное количество песен было посвящено военно-исторической теме. Главные действующие лица этих песен – казаки, наделенные самыми привлекательными чертами: героизмом, храбростью, благородством.

Песня подчеркивает в казаке постоянную собранность, готовность к смертельной схватке с врагом. Ему свойственна удаль молодецкая, поэтому казак с пренебрежением относился к жизненным неудобствам, лишениям, неизбежными в походной жизни. Ему было свойственно презрение к изнеженности.

Ухарство, любовь к опасности, презрение к самой смерти создают типичный образ для боевой казачьей песни. И на первом месте среди боевых качеств казака стоит чувство беззаветной преданности Родине, преданности долгу. Наряду с этой высокопатриотической направленностью для героя казачьей песни характерны черты гуманности, высокое чувство товарищества, братства, готовность в минуту опасности пострадать за другого, пожертвовать собой для брата или товарища.

Практически все наиболее крупные войны, в которых участвовали казаки, нашли свое отражение в песнях донцов: Северная война со шведами, русско-турецкие войны XVIII столетия, Отечественная война 1812 года.

Активнейшее участие приняли казаки в освобождении Болгарии от османского ига в 1877-1878 гг. Пятьдесят три казачьих полка выставили донцы на поля сражений, испытав на этой войне холод, голод и другие неустройства жизни. Но донцы без жалоб прошли этот тяжкий путь, да еще пели песню, преодолевая кручи Балканских гор:

Мы к Балканам подходили –
Нам сказали: высоки,
Три часа их проходили
И сказали: пустяки.
Гремит слава трубой
Мы дрались, турок, с тобой,
По горам твоим Балканским
Раздалась молва о нас.

Сотни донцов остались лежать навечно в болгарской земле. Поэтому и сейчас первая заутренняя молитва в храмах Болгарии начинается с благодарения русскому народу, освободившему болгар от пятисотлетнего турецкого ига.

Много казаков погибло в горах и долинах Кавказа во время 63-летней Кавказской войны, и над их неизвестными могилами нет ни памятника, ни креста. Погибшие в одиночку, без свидетелей казаки умирали в горах, окруженные воронами, да хищными орлами. Возможно, именно тогда и родилась эта печальная песня:

Черный ворон, что ты вьешься
Над моею головой
Ты добычи не дождешься
Черный ворон, я не твой.
Ты лети-ка, черный ворон,
К нам на славный Тихий Дон,
Отнеси-ка, черный ворон,
Отцу, матери поклон.
И жененке молодой,
Ты скажи ей черный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой.
Наша свашка была шашка,
Штык булатный был дружком,
Л венчался я на поле
Под ракитовым кустом.

Последней мощной вспышкой песен исторического жанра был цикл песен, посвященных Отечественной войне 1812 года. В конце августа на Дон пришло распоряжение атамана Платова о сборе казачьего ополчения на помощь русской армии, вынужденной оставить Наполеону Москву. И старые, и молодые, богатые и бедные становились под станичные знамена. Шли люди, давно уволенные в отставку, шли единственные сыновья – опора всей семьи. Дон опустел, по станицам и хуторам оставались старики, женщины, да малые дети. Символом всенародного горя в песнях казаков становится образ Тихого Дона:

Ой, ты батюшка наш, славный Тихий Дон!
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая!
Как бывало ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь, все чистехонек,
А теперь ты, кормилец, все мутен течешь.
Помутился ты, Дон, сверху донизу,
Речь возговорит славный Тихий Дон:
“Уж как-то мне все мутну не быть:
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов, донских казаков.
Размываются без них мои круты бережки,
Высыпаются без них косы желтым песком!”

Одним из самых любимых героев песен исторического цикла был атаман Матвей Иванович Платов. Он родился в стольном казачьем городе Черкасске, с четырнадцати лет начал боевую деятельность, дослужившись от простого казака до полного генерала и графа Российской империи. Когда в сентябре 1812 года русские оставили Москву (это были горькие и тяжелые дни для России), Платов издал приказ, который гласил, что за казака или другого воина, который возьмет в плен или убьет Наполеона, он отдаст замуж свою младшую дочь, красавицу Марию. В этот же период вышла гравюра с изображением дочери атамана, под которым шла надпись: “Из любви к отцу отдам руку, из любви к Отечеству отдам сердце”.

54 тысячи казаков приняли участие в войне против Наполеона Бонапарта. В хуторах и станицах Дона остались только женщины, дети и старики. Пятнадцать тысяч казаков погибло в этой войне. После победоносного завершения войны М.И. Платов приехал в Чсркасск, стал на колени на майдане и просил у казаков прощения за то, что 15 тысяч их так и не вернулось в свои хутора и станицы Дона. Поэтому до сих пор в казачьих станицах можно услышать песню:

Слава Платову-герою! Победитель был врагам!
Победитель был врагам! Слава донским казакам!

Но казаки пели не только походные исторические песни, рассказывающие о подвигах отцов и дедов, но исполняли (“играли”) также веселые, игровые песни.

Вечной спутницей женского рукоделия была женская лирическая песня. Долгими зимними вечерами при свете лучины, свечи, а потом и керосиновой лампы, казачки шили и вязали необходимые для семьи вещи. И помогала им в этой работе прекрасная женская лирическая песня, главной темой которой была любовь, ожидание мужа с войны или со службы.

Ой, да ты подуй, подуй, ветр низовый,
Ой, да ты надуй, надуй тучу грозную,
Ой, да ты ударь громом.
Ты пойди, дожоик
Ой, да сильный крупненькой
На мой сад зелененькой.
Отдай меня, маменька,
За кого мне хочется
Ой, да не за старого,
Ой, да не за малого.
Мне за старым жить –
Сухота одна,
Ой, да за казаченькой —
Красота моя!

Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен, которые про подвиги казаков пел ему дед. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у казаков говорят, “играть” песни.

Когда у одной казачки спросили, почему песни “играют”, а не поют, она ответила, что понятие петь песни связано с пением по нотам, а вот “играть” песни – это то, что идет от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.

Предыдущая запись Казаки защищали Родину – СССР
Следующая запись Перепись населения 2020

Ваш комментарий